19:50 Как законно противостоять любителям «пошуметь» в ночное время? | |
С 1 сентября в крае ужесточены наказания за нарушение краевого Закона «О некоторых мерах по обеспечению тишины, покоя граждан и общественного порядка». О том, как законно противостоять любителям «пошуметь» в ночное время, корреспондент «СП» беседует с председателем комитета Думы Ставропольского края по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Петром Марченко. – Петр Петрович, почему возникла необходимость в поправках в закон о тишине и в чем они заключаются? – Закон был принят в декабре 2010 года, и в него включены положения, направленные на пресечение шумного поведения не только в ночное время, но и в дневное время в общественных местах, которое выражается в явном неуважении к обществу и сопровождается танцами, криками, громкой музыкой из автомобилей, другими действиями. Хочу сказать, что подобных норм не было ни в одном из аналогичных законов, действующих в то время в субъектах Российской Федерации. Это был своего рода ответ на вызывающее поведение приезжающих на Ставрополье гостей из соседних республик, преимущественно молодых людей, не уважающих обычаи и культуру местного населения. Надо отметить, что принятые нами меры, а также взаимодействие с диаспорами и главами республик СКФО, которые специально неоднократно приезжали в край для профилактической работы с молодежью, оказались эффективными. Теперь случаев вызывающего поведения приезжей молодежи в общественных местах практически нет. Многочисленные обращения и предложения граждан убедили нас, что закон работает, он нужен, но требует дальнейшего совершенствования. К тому же те штрафы, которые были эффективными четыре года назад, теперь недостаточны. Мы изучили законодательную базу других субъектов Российской Федерации, сложившуюся за последнее время судебную практику и подготовили ряд существенных поправок в действующий закон. Принципиальное новшество – отмена понятия «ночное время». Ведь граждане, находясь в своем жилище, вправе пользоваться тишиной и покоем как в ночное, так и в дневное время. Теперь в целях защиты интересов тех, кто проживает в частных домах, квартирах, общежитиях, а также тех, кто находится на территории социальных объектов, введено «шумовое» ограничение с 22 часов до 7 часов (ранее этот период начинался в 23 часа). За нарушение указанных требований установлены штрафы: для граждан – до 1000 рублей (было от 300 до 700 рублей), должностных лиц – до 10000 рублей (было от 1000 до 3000 рублей), юридических лиц – до 30000 рублей (было от 5 000 до 10 000 рублей). Принципиальным новшеством закона является и то, что теперь в случае ремонтных, строительных или погрузочно-разгрузочных работ, нарушающих тишину и покой граждан, запрет действителен с 20.00 до 8 часов утра. Кроме того, установлены особенности использования звуковоспроизводящих, звукоусилительных устройств на объектах торговли и общественного питания (кафе, рестораны, пивные заведения, ночные клубы и т.п.) не только в зависимости от времени суток, но с учетом дней недели, а также календарных дней. В будничные дни ограничение действует с 22 до 8 часов, а в пятницу, субботу, выходные и праздничные дни – в период с 23 до 8 часов. В случае же шумного и вызывающего поведения в общественных местах размер штрафа составит до 3000 рублей (раньше уличные «танцоры» штрафовались на сумму от 1000 до 2000 рублей). Кроме того, если наказание на нарушителя не подействует и он повторно будет замечен в поведении, нарушающем покой граждан, сумма нового штрафа будет повышена до 5 тысяч рублей. – Борется ли закон о тишине с так называемыми «музыкальными шкатулками» – автомобилями, владельцы которых, разъезжая по улицам, любят послушать очень громкую музыку? – Да. Сотрудниками ДПС в 2013 году задокументировано 524 факта нарушений такого рода, что вдвое выше, чем в 2012 году. В то же время результаты анализа обращений граждан, публикаций в СМИ говорят о необходимости ужесточения ответственности и усиления этой работы. И проблема громкой автомузыки по-прежнему стоит остро. Порой установленная в машине аудио-техника превышает стоимость самого автомобиля, а владелец считает своим долгом «порадовать» такой роскошью всех окружающих, причем в любое время суток. Особенно актуальна эта проблема для краевого центра и других крупных городов. Не меньшее раздражение вызывают у жильцов многоквартирных домов ночные фейерверки, устраиваемые в кафе и ресторанах по любому поводу. Это безобразие пора прекращать. Трудно поверить, что владельцы подобных заведений не знакомы с требованиями краевого законодательства о тишине. На профилактику следует обратить внимание и органам местного самоуправления, на территории которых открываются ночные развлекательные заведения. Депутаты же нашего комитета готовы усилить профилактическую работу: в первую очередь это будет выражаться в организации совместных с правоохранителями рейдов. И я думаю, что такие меры дадут свой положительный результат, тем более что подобный опыт у нас уже есть. Например, по итогам совместных с ГИБДД края рейдов удалось переломить ситуацию с незаконной тонировкой стекол автомобилей. Рассчитываем и на СМИ в доведении требований законодательства до всех жителей и гостей края, развлекательных ночных заведений, любителей пошуметь ночью на улице и послушать громкую музыку. – Насколько громко должна звучать музыка, чтоб у соседей появился повод вызывать правоохранителей? – Говоря о действиях, которые по краевому закону нарушают тишину в жилых помещениях, следует обратить внимание, что некоторые граждане ошибочно полагают, что для выявления и документирования таких фактов необходимо производить замер уровня шума. Это не так. На самом деле административная ответственность наступает не в связи с уровнем звучания, например, аудиосистемы или телевизора, а с самим фактом нарушения тишины и покоя граждан, поскольку это приводит к нарушению права на отдых. Если шум из соседней квартиры или во дворе в ночное время мешает отдыхать вам и членам вашей семьи, вы имеете право на защиту закона. И судебная практика показывает, что в таких случаях решения выносятся в пользу истца вне зависимости от уровня шума. Очень часто можно слышать фразу, что «строгость российского законодательства компенсируется необязательностью его исполнения». И каким бы правильным ни был закон, без контроля за его исполнением эффекта не будет. Учитывая повышенную социальную значимость закона о тишине, наш комитет регулярно проводит мониторинг его исполнения, в том числе с участием правительства края, органов внутренних дел, прокуратуры, органов местного самоуправления и общественности. В результате установлено, что в первый год реализации закона сотрудниками полиции было выявлено 1800 фактов нарушения тишины и покоя граждан, в 2012 году – на 25% больше (2397), а в 2013 году – уже в три раза больше (5536). Это говорит о том, что и граждане стали лучше знать свои права, и правоохранительные органы наработали практику действий по защите тишины и покоя граждан. Мы регулярно получаем обращения граждан с предложениями по совершенствованию закона о тишине. Особенно активны в этом отношении жители Ставрополя, Невинномысска, городов КМВ, за что я от имени всех депутатов комитета по безопасности хочу выразить им благодарность. Ведь самым действенным инструментом, заставляющим работать любой закон, является именно активная гражданская позиция граждан. – Ставрополье – край казачий, и возрождающееся казачество в последние годы является заметной общественно-политической силой. Знаю, что в крае действуют госпрограммы по поддержке казачества. Какой результат они дают и какая работа проводится комитетом, чтобы взаимодействие государства и казачества становилось более эффективным? – Программы, направленные на усиление влияния казачества, действуют в крае давно, но если раньше, скажем, пять лет назад, их финансирование было очень небольшим, то в 2014 году на поддержку казачьих обществ Думой края утверждено финансирование в сумме более 60 миллионов рублей, или почти вдвое больше, чем в прошлом году. Это стало возможным благодаря принципиальной позиции главы края Владимира Владимирова. Еще около 40 миллионов рублей выделено в рамках муниципальных программ. Для сравнения: в 2010 году на эти цели из краевого бюджета было потрачено 5,6 млн руб., в 2011 году – 11 млн рублей. Средства предназначены на поддержку деятельности казачьих дружин по охране общественного порядка, экологических, пожарных патрулей, материальное и научно-методическое обеспечение казачьих образовательных учреждений и кадетских классов, культурных центров, организацию спортивных и культурных мероприятий. Кроме того, в крае на протяжении семи лет работают законы, определяющие статус казака, регулирующие участие казачества в охране общественного порядка, патрулировании улиц и мест массового скопления людей. В целях создания экономической основы казакам передано более 38 тысяч гектаров земли. Законодательство, регулирующее деятельность казачьих обществ, прежде всего федеральное, конечно же, не стоит на месте и постоянно совершенствуется. В июле текущего года впервые на Ставрополье прошло выездное заседание комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, на котором обсуждались состояние и проблемы нормативно-правового регулирования деятельности российского казачества по обеспечению правопорядка. В нем приняли участие и депутаты Думы Ставропольского края. Стоит отметить, что наши предложения по совершенствованию федерального законодательства в этой сфере легли в основу решения комитета по итогам заседания. Например, мы предложили внести изменения в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» в части законодательного закрепления возможности ношения и применения специальных средств и травматического оружия членами казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, при осуществлении патруливания в составе дружины. О необходимости такой нормы казаки говорят уже давно, и ее введение позволит заметно увеличить эффективность казачьих дружин, которые сегодня по закону ничего не могут противопоставить вооруженному хулигану или грабителю. Также было принято наше предложение законодательно запретить создание и внесение в государственный реестр казачьих обществ РФ двух и более казачьих обществ в пределах одного населенного пункта. Для края эта проблема весьма актуальна зачастую из-за несогласия в руководстве казачьего общества станицы или города происходит его разделение на несколько отдельных обществ. Что ни силы, ни влияния, ни ответственности никому не добавляет. Эта норма необходима для того, чтобы ни у кого не возникало искушения ставить личные интересы выше общественных. Кроме того, было принято решение поддержать инициативу депутатов краевой Думы о переносе начала строительства Кисловодского казачьего кадетского корпуса на 2015 год. Эта тема была также озвучена главой края Владимиром Владимировым и поддержана на прошедшем в сентябре в Ставрополе выездном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. – В чем, на ваш взгляд, преимущество казачьего образования и почему оно важно для региона? – Казачье кадетское образование чрезвычайно важно для нашего края. Нужно, чтобы наши дети знали и помнили историю своей земли, своих предков, росли ответственными гражданами России. И это не громкие слова, а назревшая необходимость, ведь от того, как мы сегодня воспитаем детей и внуков, будет зависеть не только судьба нашего края, но и будущее всего российского Кавказа. В кадетском корпусе мы воспитываем будущих патриотов и защитников Отечества – граждан сильной и крепкой России. Именно поэтому, опережая федеральный уровень, уже в 2009 году Думой Ставропольского края был принят Закон «О кадетском образовании и кадетских образовательных учреждениях». Сегодня свыше 3000 казачат занимаются в государственных и муниципальных кадетских образовательных организациях. Среди них казачий кадетский корпус в городе Буденновске, два казачьих профессиональных лицея, 262 казачьих кадетских класса по всему краю, в которых в рамках дополнительного образования присутствует казачий компонент. Активно развиваются общеобразовательные школы с казачьим уклоном в Ставрополе, Железноводске, Ессентуках и Пятигорске, Георгиевском, Новоалександровском, Советском районах. В первую очередь это история, культура и традиции казачества, спортивная подготовка, творческие студии по изучению и исполнению казачьего фольклора, овладению традиционными прикладными ремеслами. Если говорить о кадетском казачьем образовании, хочу особо подчеркнуть, что содержание одного кадета как минимум в полтора раза дешевле содержания ребенка в детском доме. Как правило, треть кадетов состоит из сирот и детей из неблагополучных семей, которым кадетское образование дает возможность встать на правильный жизненный путь, вырасти достойными гражданами своей страны. Большую работу в сфере воспитания и образования смены проводят казачьи общества. Атаманы берут на себя решение вопросов материально-технического и организационного обеспечения деятельности казачьих классов. Но этого явно недостаточно. В перспективе мы видим возможность такого образования для всех желающих и открытия кадетских классов в каждой станице и селе. Иными словами, актуальность развития казачьего кадетского образования только повышается. Поэтому депутатами краевой Думы разработан и направлен на рассмотрение в ГДРФ проект федерального закона «О внесении изменений в статью 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». На сегодняшний день федеральное законодательство не предусматривает возможность создания кадетских классов в общеобразовательных организациях. Это не только исключает возможность создания новых кадетских классов, но и фактически накладывает запрет на работу уже действующих на протяжении многих лет. Дело в том, что прежние нормы, регулирующие эту сферу, утратили силу, а новые не были приняты. И мы надеемся, что в ГДРФ нас услышат и этот пробел в законодательстве будет устранен в ближайшее время. – Петр Петрович, сегодня во многих городах и станицах края улицы патрулируют казаки. И, говоря о потенциале казачества в вопросах охраны правопорядка, нельзя не коснуться темы социальных гарантий для несущих такую службу. – Надо отметить, что уже к 2012 году в 70 из 83 субъектов России действовали разные по содержанию региональные законы о добровольных дружинах, помогающие правоохранителям следить за общественным порядком. И каждый регион, исходя из своих возможностей, регулировал эту деятельность и обеспечивал социальную защиту дружинников. Было очевидно, что имеется острая необходимость в принятии федерального закона, который определил бы общие принципы организации и деятельности дружин на территории всей Российской Федерации. Требовалось установить и единый правовой статус дружинников, разграничить полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти в этой сфере правоотношений. Дума Ставропольского края неоднократно обращалась в МВД России, Государственную Думу о необходимости принятия федерального закона, и наконец наш голос был услышан. В результате депутаты ГДРФ приняли Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», который вступил в силу в июле текущего года. Тем самым на государственном уровне определен единый порядок, соблюдая который дружинники могут участвовать в обеспечении безопасности. Что также немаловажно, теперь определены общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы. При участии в охране общественного порядка они могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Также новый закон устанавливает особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин. Если раньше народная дружина создавалась по решению органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, то теперь это право предоставляется непосредственно гражданам. Им решать также, будет ли это народная дружина или общественное объединение правоохранительной направленности. А разница тут есть: общественное объединение правоохранительной направленности создается гражданами по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности, который не основан на членстве. Народные же дружины создаются по инициативе граждан России в форме общественной организации. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом поселения или городского округа муниципального образования. Но задачи и у тех, и у других схожи – содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка; участие в предупреждении и пресечении правонарушений; распространение правовых знаний, норм поведения в общественных местах. Существенная разница в деятельности заключается в том, что народные дружины, в отличие от общественных объединений правоохранительной направленности, также будут задействованы в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, согласно новому закону и народные дружины, и общественные объединения правоохранительной направленности подлежат включению в региональный реестр, который будет вести МВД России. Федеральным законом четко определены права и обязанности члена народной дружины и общественного объединения правоохранительной направленности. Также предусмотрена административная ответственность за невыполнение законных требований народного дружинника (штраф от 500 до 2500 рублей). Отдельной статьей установлены особенности создания и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр. Регионам, в том числе и Ставрополью, предстояло привести свое законодательство в соответствие с федеральным. Дума Ставропольского края не стала откладывать эту работу в долгий ящик, сразу же после принятия федерального закона наш комитет принялся за разработку необходимых поправок. И уже на сентябрьском заседании краевая Дума приняла Закон «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Ставропольского края». Этот документ кроме уже перечисленных мною новшеств определяет порядок организации и деятельности краевого, районных и городских штабов народных дружин. Также нами установлены образец и порядок выдачи удостоверения народного дружинника, его отличительной символики и, что особенно важно, определены гарантии правовой защиты и социальной поддержки народных дружинников. В обязанности штабов входит координация деятельности дружин с органами внутренних дел и органами местного самоуправления, обобщение и анализ результатов работы дружинников. Также штабы будут вносить предложения по усовершенствованию деятельности народных дружин и инициировать поощрение наиболее отличившихся. В законе предусмотрен ряд мер социальной поддержки народных дружинников за счет краевого и местных бюджетов. Понятно, что, защищая общественный порядок, дружинник рискует своим здоровьем, а иногда и жизнью. Поэтому за счет средств краевого бюджета установлены соответствующие единовременные выплаты в случае смерти члена народной дружины или причинения вреда его здоровью. Считаю, что эти изменения уже в ближайшее время дадут положительный результат. - Как можно оценить эффективность дружин, участвующих в охране правопорядка? – Надо отметить, что и до появления федерального закона добровольные народные дружины на Ставрополье, руководствуясь в своей деятельности краевым Законом «Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка», проявляли себя как эффективная сила в деле защиты мира и стабильности в регионе, в охране правопорядка, противопожарной и природоохранной деятельности. За прошедшие семь лет удалось сделать многое. Так, на момент вступления в силу федерального закона на территории края осуществляли деятельность 277 добровольных формирований по охране общественного порядка общей численностью немногим более 5 тысяч дружинников. Только за 8 месяцев 2014 года представители казачьих и народных дружин принимали участие в охране правопорядка при проведении около 9 тысяч мероприятий с массовым участием граждан. С их участием раскрыто 48 преступлений и выявлено почти 5 тысяч административных правонарушений. Ежесуточно к участию в охране общественного порядка совместно с сотрудниками органов внутренних дел края привлекаются около 200 дружинников. Одним из важных направлений деятельности нашего комитета является законодательное обеспечение развития в нашем регионе государственной службы казачества. Вектор данной работы определен федеральным законодательством и Стратегией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. В развитие этих документов Думой края подготовлен ряд краевых законодательных актов. Среди них принятый в 2013 году Закон Ставропольского края «О привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе в Ставропольском крае», создавший правовую базу для привлечения казаков к службе по охране правопорядка не на добровольной, а на постоянной основе. Для реализации этого закона в 2014 году из бюджета края выделено 54 млн рублей. За счет этих средств оплачивается патрулирование улиц казаками окружной дружины в Ставрополе и 11 районах края, создана необходимая материально-техническая база (транспорт, служебная форма, экипировка и др.). В настоящее время окружная дружина состоит из 162 казаков, охраняющих общественный порядок ежедневно, и еще 80 дружинников, действующих в составе дружин выходного дня. Все они проходят тщательную проверку, профессиональную и правовую подготовку на базе МВД. С начала работы окружной дружины при содействии казаков сотрудниками полиции раскрыто 85 преступлений, задержано 8 лиц, находящихся в розыске, изъято 2 килограмма наркотических веществ, выявлено почти шесть с половиной тысяч административных правонарушений. Эффективность казачьей службы налицо. В тех муниципалитетах, где есть казачьи патрули, преступность снизилась на треть, особенно случаи хулиганства. И это соответствует нашим традициям – испокон веков казаки сами обеспечивали порядок в станицах. Источник: http://www.stapravda.ru/
| |
|
Всего комментариев: 0 | |